Налбандян
Карен
«Орфей»
Тропа петляет и
карабкается вверх. Под ногами
шуршит мертвая земля, на
которую тысячи лет не упало ни
капли воды. Кое-где — хрупкие
высохшие стебли давно вымерших
трав. Вдали в призрачном
здешнем свете — развалины
городов, названия которых
никогда не касались
человеческого уха. А впереди...
... У меня была Команда. Мы
были молоды, жестоки, знали на
все один ответ — верный острый
клинок. Хорошее было время—
свобода, равенство, братство.
Сами командовали, сами дрались,
сами сидели на веслах. И
попробовал бы кто усомниться в
нас. Нам говорили — невозможно
пройти на корабле через Суэц —
но мы пронесли его через
пустыню на своих плечах. Нас
было так мало — против целой
страны — но мы были аргонавты
— лучшие из лучших — и мы
победили, добыли для кого-то
Золотое руно. Только не поняли,
что сокровище у нас уже было —
наша дружба. Когда ты верил
другу, как себе, когда ты — это
он, а он — это ты. Где они
сейчас? Как получилось, что они
встретились в дюжине войн? И
где они сейчас — некоторые
добились тронов, большинство
бродит по здешним лугам. Только
я — ни дома, ни семьи. Голос
корабля "Арго". Орфей.
... У меня была любовь.
Если красота Елены была
огнем, бросавшим людей в
кровавые войны, наполнявшим
мышцы грозным весельем,
сделавшей железного вождя из
мирного философа Париса...
красота Эвридики была другой,
она несла душе мир и покой.
Ромео и Джульетта, Берен и
Лучиэнь, Оливер Бэррет и Дженни
Кавиллери — это в будущем. А
первой была любовь Орфея и
Эвридики. Он пел людям о ней, о
своей любви, о доме, где тепло и
всегда ждут тебя. Это были
простые слова, но они были
сильнее всех соблазнов сирен.
И я вернулся домой. У нас
была впереди вечность счастья,
но в конце стояло двоеточие
змеиных зубов — на
побледневшей загорелой коже.
И все...
... Найти дорогу сюда — это
было просто. Есть север и юг,
запад и восток, и реки впадают в
моря — но это — география мира
живых. Если же пойти дорогой
мертвых — то продолжением
любой реки в любом из миров
будет бесконечная река смерти.
А в конце любого пути — горной
тропы, Аппиевой дороги или
скоростного шоссе всегда
окажется белая скала Тенара. И
еще будет бесцветный пустой
голос перевозчика Харона:
— Нет.
Орфей встал с колен. Больше
просить не имело смысла. И
тогда в крови закипело
знакомое слепое бешенство.
Любой из героев, впав в такое
состояние, изрубил бы ближних и
дальних, виновных и невиновных
— и остыл бы. Геракл совершил
бы подвиг — и покорился воле
богов. Рука привычно
потянулась к поясу, легла на до
блеска отполированный гриф — и
родилась песня. Это был плач по
погубленной красоте, вопль
смертельно раненного, стон
страшного одиночества. Потом
поднялись ненависть, ярость,
протест против
несправедливости равнодушной
судьбы. И, наконец — вопреки
всему мрачные просторы
услышали гимн вечной
бессмертной любви.
И услышав эту песню,
угрюмый лодочник Харон вдруг
вспомнил бескрайний простор
океана, блеск солнца на волнах,
соленые брызги в лицо. И
распрямилась согнутая
тысячелетиями спина гордого
капитана.
Рассмеялся Тантал, узнав,
что терзающие его жажда и голод
существуют лишь в его
воображении.
А Сизиф вдруг понял, что
оплачены все долги, и нет силы,
способной заставить его
продолжать свой бессмысленный
ненужный труд — лишь тень
страха смерти.
И призрачные кулаки
великих героев обретали вполне
реальную плотность.
Каждый из них впервые
осознал себя человеком
Разумным.
И тогда прокатился по
всему царству мертвых
спокойный ровный голос:
— Отныне вы заслужили
право говорить богам
"нет".
Старый Ник, Асмодей или Аид
— имена неважны — он был
воплощением всего, что
абсолютно неприемлемо для
живого. Зрачки его — черные
дыры, где покоились миллионы
могучих цивилизаций, память их
взлетов и падений — смотрели
прямо на человека, и тот
чувствовал, как сгорает тело,
как горячим потоком уходит из
него жизнь от одного только
этого взгляда. Но он не опустил
глаз. Прошло пара секунд,
стоивших десятилетий. А потом
Орфей увидел загадочную
улыбку, запечатлеть которую
будет дано лишь величайшему
гению человечества.
Смерть смотрела на него,
как смотрит взрослый на
внезапно повзрослевшего
ребенка.
-Говори.
-Поклянись, что выполнишь
мое желание, что отдашь то, что
мне нужно!
-Выполнить твое желание,
или дать то, что тебе нужно?
-Мне нужна только Эвридика!
Верни ее, ты, воплощение зла!
-Вы субъективны. Вы
называете злом то, чего не
можете понять — но может это и
делает вас людьми. Что ж, с
сегодняшнего дня я могу только
советовать тебе. Иди, но помни
— позади нет ничего.
Тропа петляет и
карабкается вверх. Под ногами
шуршит мертвая земля, на
которую тысячи лет не упало ни
капли воды. Кое-где — хрупкие
высохшие стебли давно вымерших
трав. Вдали в призрачном
здешнем свете — развалины
городов, названия которых
никогда не касались
человеческого уха. Впереди
узкая спина бога обмана. Нет ни
земли, ни неба — лишь пыльная
бесконечная дорога. На душе
пусто.
Я вернул свою любовь —
почему же так муторно на душе? Я
победил — но отравлен
смертельно.
После того, как говорил с
ним, после этих глаз — как я
смогу верить в добро, любовь,
дружбу, преданность. Сомнение
— сомнение во всем. А Эвридика?
Гермес, не поворачивая
головы, бросил — "Не
оглядывайся, забыл? ".
Страшное напряжение
последних часов спадало.
Давала знать о себе усталость.
И сомнение — все сильнее
грызло его. Эвридика — какая
она сейчас? Останется ли она
прежней — веселой, живой —
перейдя черту, которую не
переходит ниКТО? Да вздор —
пустое суеверие невежества,
все нормально, она идет позади.
Но какой была она на самом деле,
сколько времени он знал ее,
сколько времени они были
вместе? И любил ли он человека
— или придуманный образ? И вот
тогда-то сомнение выпустило на
свет темный первобытный ужас.
Кого я вывожу в мир?!! Эвридику
или... В ушах стучала древняя
жуть сказания о Пандоре.
Безумный страх колыхнулся
удушливой волной и захлестнул
сознание в тот момент, когда
вдалеке забрезжил солнечный
свет.
Он обернулся.
Орфей сидел на берегу реки.
В волосах прибавилось седины,
жестче, острее стали черты
мрачного неулыбчивого лица.
Доспехи — в свежих вмятинах и
царапинах — облегали
непомерно широкие плечи. Он
давно уже жил по законам этого
мира. Много лет никто не слышал
его песен. Он зарабатывал свой
хлеб мечом — еще один
воин-наемник беспокойных
времен.
Он не любил вспоминать, что
было, когда он обернулся. Все
кончилось сразу — любовь,
талант, звездный час. Голос
корабля "Арго" сказал свои
главные слова и больше никому
не был нужен.
А по берегу с воплями
шаталась пьяная толпа, на ходу
теряющая остатки
человеческого облика.
Послышались крики,
ругательства. Его заметили.
Рука привычно потянулась к
поясу, легла на до блеска
отполированную рукоять меча.
Было очень скучно — точно
знать, что будет дальше.
Невелик подвиг — разогнать
толпу пьяных баб. Тело
двигалось на автомате — как
вдруг поднялась волна
безнадежного отвращения.
Вначале к этим полуживотным,
потом к себе — каким он стал. И
тогда он увидел путь, думать о
котором запрещала все эти годы
страстная жажда жизни.
Меч скользнул в ножны,
пальцы перебрали струны — и
зазвучала музыка. В ней не было
той магической силы, что
останавливала на лету стрелы и
заставляла плакать камни. Этой
музыке вообще было суждено
быть написанной тысячи лет
спустя — но сегодня она пришла
в мир — чтобы проститься с
Певцом.
Полетели камни. Один
раздробил руку, второй порвал
струны — все, кроме одной — но
музыка не умолкала. Лишь
разбитые губы шептали: Я иду к
тебе.
Орфей играл Реквием.
|